Методы прогнозирования продаж

Методы прогнозирования продаж

После анализа данных  по интересующим руководство вопросам начинается процесс прогнозирования объема продаж.

Прогнозирование продаж — это деятельность руководства компании, направленная на определение предполагаемого объема продукции, который будет продан за установленный период времени с использованием имеющихся ресурсов.

Факторы, влияющие на прогнозирование продаж:

1.Изменение условий на экономическом рынке страны или региона. Здесь необходимо иметь представление о таких показателях, как общее экономическое состояние страны, значение валового внутреннего продукта, налогово-бюджетная политика органов

власти, уровень инфляции и антиинфляционная политика государственных органов, социальная политика государства и местных органов управления, введение дополнительных квот и пошлин на продукцию, политические взаимоотношения с другими регионами и государствами. Все это имеет непосредственное отношение к ожидаемому уровню продаж, к тем барьерам, которые могут возникнуть на их пути, или, наоборот, к новым возможностям развития бизнеса.

2.         Изменение условий в отрасли. Деятельность коммерческой компании тесно связана с событиями, которые происходят в отрасли. Принятие новых государственных законов, ограничение существующих или введение дополнительных квот и пошлин, открытие новых источников государственного или частного финансирования, строительство дополнительных заводов и фабрик, приход на рынок новых российских или иностранных участников, осуществление маркетинговых планов конкурентов — все это, безусловно, необходимо учитывать при составлении и прогнозировании объема продаж компании.

3. Изменения в политике работы компании. Крайне важно при прогнозировании будущих продаж учитывать внутреннюю политику продаж компании в будущем. Главные вопросы: какие изменения будут происходить или возможны ли они в отношении: ассортимента, цены, условий предоставления кредита, изменения клиентской базы, маркетинговых программ продвижения, правил работы с персоналом, изменений в руководящем составе компании. Ответы на эти вопросы окажут неоценимую услугу руководителю при планировании продаж и постановке целей.

Методы прогнозирования продаж

При прогнозировании объема продаж руководитель должен использовать определенные методы прогноза. К ним относятся следующие методы:

• экспертный;

• статистический.

  1. Экспертный метод прогноза продаж — это способ исследования, опирающийся на мнение руководителей, сотрудников компании и предпочтения потенциальных потребителей.

Этот метод является наиболее распространенным, особенно в средних и мелких компаниях. Первыми экспертами по прогнозированию являются руководители: генеральные директора, директора по продажам и маркетингу.

Погрешность в этом случае зависит от таких факторов, как:

•   опыт руководителя;

•   применяемые методы исследования;

•   уровень владения специальными знаниями и навыками.

В качестве экспертов могут привлекаться не только руководители компании, но и торговые представители. Тогда вывод о среднем значении делается исходя из мнений всех экспертов. Часто при этом используются такие понятия, как интуиция и опыт. Естественно, что чем опытнее коллектив сотрудников, тем точнее будет такой прогноз. Экспертный метод можно применить при опросе потенциальных покупателей. Такой способ является более затратным с точки зрения времени и ресурсов, но компании, имеющие дополнительные средства, идут на это с целью повысить точность своих прогнозов и использовать полученные данные в маркетинговой деятельности.

  1. Статистический метод прогноза продаж — это способ исследования, опирающийся на математические расчеты.

К статистическим методам исследования относятся:

•   метод среднего значения;

•   метод регрессивного анализа.

Метод среднего значения

Заключается в том, что если условия деятельности компании коренным образом не меняются, то прогнозируемые продажи будут равны сумме величин продаж прошлых периодов.

Время/месяц

1

2

3

4

5

6

Фактические продажи единиц продукции

120

135

146

152

169

171

Прогнозируемые продажи единиц про­дукции

 

127

133

138

144

В рассматриваемом примере составляется прогноз продаж на 3-й месяц способом среднего значения, т. е. продажи 1-го месяца (120) + продажи 2-го месяца (135) = 255/2 месяца ~ 127. Прогноз для 4-го месяца рассчитывается соответственно: 120 + 135 + 146 = 401/3 - 133 и т. д. Данный способ верен, если отсутствуют сезонные колебания спроса на товар и условия работы компании являются стандартными.

 

Сезонный коэффициент - Товар имеет сезонные колебания.

Необходимо рассчитать суммарные средние продажи за каждый месяц в течение 2 лет и разделить на средние продажи за все месяцы в течение этого времени. Таким образом, получаем сезонный коэффициент:

1-й месяц 40 + 45 = 42 / 46 = 0,91;

2-й месяц 45 + 50 = 47 / 46 = 1,02;

3-й месяц 45 + 55 = 47 / 46 = 1,08 и т. д.

Определение сезонности продаж товара и расчет коэффициента сезонности

 

Месяц

1-й год

2-й год

Средние продажи

Сезонный коэффициент (К)

1

40

45

42

0,91

2

45

50

47

1,02

3

45

55

50

1,08

4

50

60

55

1,19

5

45

55

50

1,08

6

40

50

45

0,97

7

35

45

40

0,86

8

30

40

35

0,76

9

35

45

40

0,86

10

40

50

45

0,97

11

45

55

50

1,08

12

50

60

55

1,19

Далее, учитывая полученные коэффициенты сезонности, необходимо скорректировать продажи за рассматриваемые периоды времени.

1-й месяц 1-й год 40 /0,91 = 44.

1-й месяц 2-й год 45 / 0,91 = 49.

2-й месяц 1-й год 45 / 1,02 = 44.

2-й месяц 2-й год 50 / 1,02 = 49.

Скорректированные показатели по продажам

 

Месяц

1-й год

2-й год

1

44

49

2

44

49

3

42

51

4

42

50

5

42

51

6

41

52

7

41

52

8

39

53

9

41

52

10

41

52

11

42

51

12

42

50

 

Метод регрессивного анализа

Данный метод основан на регрессивном, т. е. обратном прогнозе уже от имеющихся данных. При этом предполагается построение графи ков продаж для каждого периода и расчет прогноза продаж в виде пря­мой, минимизирующей расстояние от всех точек.

 


ПРИМЕР. ПРОГНОЗ ПРОДАЖ

2005

2006

2004

2003

2002

На рисунке  показаны продажи продукции:

2002г. — 3 тыс. единиц.

2003г. — 5 тыс. единиц.

2004г. – 4 тыс. единиц

Для того чтобы рассчитать прогноз продаж на 2005 и 2006 гг., проводим на графике от руки красную линию, которая минимизирует рассто­яние от всех указанных точек, соответствующих продажам (3, 5, 4). Про­должение этой линии и будет показывать прогнозируемый объем продаж:

2005г. — 5,4 тыс. единиц.

2006г. — 6 тыс. единиц.

 

Сильные и слабые стороны различных методов прогнозирования продаж

Методы прогнозирования

Сильные стороны

Слабые стороны

Экспертный метод ру­ководителей

Простота

Субъективизм

 

 

Оперативность

Зависимость от опыта и зна­ний руководителей

 

 

Низкие издержки

 

 

Экспертный метод торговых представи­телей

Простота

Недостаток знаний

 

 

Оперативность

Возможна личная заинтере­сованность в уменьшении оценок

 

 

Низкие издержки

 

Экспертный метод по­требителей

Взгляд со стороны по­купателей

Высокие издержки

 

 

 

 

Возможна большая погреш­ность

Статистический метод среднего значения

Простота применения

Применим не для всех групп товаров

 

 

Относительно высокая точность

 

 

 

 

 

 

Требуется работа аналити­ков — высокие издержки

Статистический метод регрессивного анализа

Относительно высокая точность

Требуется работа аналити­ков — высокие издержки

Принципы прогнозирования:

o   использовать в своей работе несколько методов прогнозирования. Обязательно сверять данные, полученные разными методами. Так можно добиться уменьшения погрешности прогноза продаж;

o   использовать данные, полученные при расчете наилучшего и наихудшего развития ситуации. Это позволяет вывести среднее значение и построить наиболее точный прогноз.

o   В случае повторяющихся ошибок  прогнозе необходимо изменить метод прогнозирования.

o   Проводить прогнозирование лучше 2 или более независимыми группами (1 – руководители и специалисты по маркетингу компании, 2 – независимые специалисты маркетингового агентства). Это даст высокую степень объективности.

o   Правильное применение статистических методов будет являться залогом минимизации ошибок специалистов.


Последнее изменение: понедельник, 23 Сентябрь 2019, 00:27