Методы прогнозирования продаж
Методы прогнозирования продаж
После анализа данных по интересующим руководство вопросам начинается процесс прогнозирования объема продаж.
Прогнозирование продаж — это деятельность руководства компании, направленная на определение предполагаемого объема продукции, который будет продан за установленный период времени с использованием имеющихся ресурсов.
Факторы, влияющие на прогнозирование продаж:
1.Изменение условий на экономическом рынке страны или региона. Здесь необходимо иметь представление о таких показателях, как общее экономическое состояние страны, значение валового внутреннего продукта, налогово-бюджетная политика органов
власти, уровень инфляции и антиинфляционная политика государственных органов, социальная политика государства и местных органов управления, введение дополнительных квот и пошлин на продукцию, политические взаимоотношения с другими регионами и государствами. Все это имеет непосредственное отношение к ожидаемому уровню продаж, к тем барьерам, которые могут возникнуть на их пути, или, наоборот, к новым возможностям развития бизнеса.
2. Изменение условий в отрасли. Деятельность коммерческой компании тесно связана с событиями, которые происходят в отрасли. Принятие новых государственных законов, ограничение существующих или введение дополнительных квот и пошлин, открытие новых источников государственного или частного финансирования, строительство дополнительных заводов и фабрик, приход на рынок новых российских или иностранных участников, осуществление маркетинговых планов конкурентов — все это, безусловно, необходимо учитывать при составлении и прогнозировании объема продаж компании.
3. Изменения в политике работы компании. Крайне важно при прогнозировании будущих продаж учитывать внутреннюю политику продаж компании в будущем. Главные вопросы: какие изменения будут происходить или возможны ли они в отношении: ассортимента, цены, условий предоставления кредита, изменения клиентской базы, маркетинговых программ продвижения, правил работы с персоналом, изменений в руководящем составе компании. Ответы на эти вопросы окажут неоценимую услугу руководителю при планировании продаж и постановке целей.
Методы прогнозирования продаж
При прогнозировании объема продаж руководитель должен использовать определенные методы прогноза. К ним относятся следующие методы:
• экспертный;
• статистический.
- Экспертный метод прогноза продаж — это способ исследования, опирающийся на мнение руководителей, сотрудников компании и предпочтения потенциальных потребителей.
Этот метод является наиболее распространенным, особенно в средних и мелких компаниях. Первыми экспертами по прогнозированию являются руководители: генеральные директора, директора по продажам и маркетингу.
Погрешность в этом случае зависит от таких факторов, как:
• опыт руководителя;
• применяемые методы исследования;
• уровень владения специальными знаниями и навыками.
В качестве экспертов могут привлекаться не только руководители компании, но и торговые представители. Тогда вывод о среднем значении делается исходя из мнений всех экспертов. Часто при этом используются такие понятия, как интуиция и опыт. Естественно, что чем опытнее коллектив сотрудников, тем точнее будет такой прогноз. Экспертный метод можно применить при опросе потенциальных покупателей. Такой способ является более затратным с точки зрения времени и ресурсов, но компании, имеющие дополнительные средства, идут на это с целью повысить точность своих прогнозов и использовать полученные данные в маркетинговой деятельности.
- Статистический метод прогноза продаж — это способ исследования, опирающийся на математические расчеты.
К статистическим методам исследования относятся:
• метод среднего значения;
• метод регрессивного анализа.
Метод среднего значения
Заключается в том, что если условия деятельности компании коренным образом не меняются, то прогнозируемые продажи будут равны сумме величин продаж прошлых периодов.
Время/месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фактические продажи единиц продукции |
120 |
135 |
146 |
152 |
169 |
171 |
Прогнозируемые продажи единиц продукции |
|
|
127 |
133 |
138 |
144 |
В рассматриваемом примере составляется прогноз продаж на 3-й месяц способом среднего значения, т. е. продажи 1-го месяца (120) + продажи 2-го месяца (135) = 255/2 месяца ~ 127. Прогноз для 4-го месяца рассчитывается соответственно: 120 + 135 + 146 = 401/3 - 133 и т. д. Данный способ верен, если отсутствуют сезонные колебания спроса на товар и условия работы компании являются стандартными.
Сезонный коэффициент - Товар имеет сезонные колебания.
Необходимо рассчитать суммарные средние продажи за каждый месяц в течение 2 лет и разделить на средние продажи за все месяцы в течение этого времени. Таким образом, получаем сезонный коэффициент:
1-й месяц 40 + 45 = 42 / 46 = 0,91;
2-й месяц 45 + 50 = 47 / 46 = 1,02;
3-й месяц 45 + 55 = 47 / 46 = 1,08 и т. д.
Определение сезонности продаж товара и расчет коэффициента сезонности
Месяц |
1-й год |
2-й год |
Средние продажи |
Сезонный коэффициент (К) |
1 |
40 |
45 |
42 |
0,91 |
2 |
45 |
50 |
47 |
1,02 |
3 |
45 |
55 |
50 |
1,08 |
4 |
50 |
60 |
55 |
1,19 |
5 |
45 |
55 |
50 |
1,08 |
6 |
40 |
50 |
45 |
0,97 |
7 |
35 |
45 |
40 |
0,86 |
8 |
30 |
40 |
35 |
0,76 |
9 |
35 |
45 |
40 |
0,86 |
10 |
40 |
50 |
45 |
0,97 |
11 |
45 |
55 |
50 |
1,08 |
12 |
50 |
60 |
55 |
1,19 |
Далее, учитывая полученные коэффициенты сезонности, необходимо скорректировать продажи за рассматриваемые периоды времени.
1-й месяц 1-й год 40 /0,91 = 44.
1-й месяц 2-й год 45 / 0,91 = 49.
2-й месяц 1-й год 45 / 1,02 = 44.
2-й месяц 2-й год 50 / 1,02 = 49.
Скорректированные показатели по продажам
Месяц |
1-й год |
2-й год |
1 |
44 |
49 |
2 |
44 |
49 |
3 |
42 |
51 |
4 |
42 |
50 |
5 |
42 |
51 |
6 |
41 |
52 |
7 |
41 |
52 |
8 |
39 |
53 |
9 |
41 |
52 |
10 |
41 |
52 |
11 |
42 |
51 |
12 |
42 |
50 |
Метод регрессивного анализа
Данный метод основан на регрессивном, т. е. обратном прогнозе уже от имеющихся данных. При этом предполагается построение графи ков продаж для каждого периода и расчет прогноза продаж в виде прямой, минимизирующей расстояние от всех точек.
|
ПРИМЕР. ПРОГНОЗ ПРОДАЖ
2005 |
2006 |
2004 |
2003 |
2002 |
На рисунке показаны продажи продукции:
2002г. — 3 тыс. единиц.
2003г. — 5 тыс. единиц.
2004г. – 4 тыс. единиц
Для того чтобы рассчитать прогноз продаж на 2005 и 2006 гг., проводим на графике от руки красную линию, которая минимизирует расстояние от всех указанных точек, соответствующих продажам (3, 5, 4). Продолжение этой линии и будет показывать прогнозируемый объем продаж:
2005г. — 5,4 тыс. единиц.
2006г. — 6 тыс. единиц.
Сильные и слабые стороны различных методов прогнозирования продаж
Методы прогнозирования |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Экспертный метод руководителей |
Простота |
Субъективизм |
|
Оперативность |
Зависимость от опыта и знаний руководителей |
|
Низкие издержки |
|
Экспертный метод торговых представителей |
Простота |
Недостаток знаний |
|
Оперативность |
Возможна личная заинтересованность в уменьшении оценок |
|
Низкие издержки |
|
Экспертный метод потребителей |
Взгляд со стороны покупателей |
Высокие издержки |
|
|
Возможна большая погрешность |
Статистический метод среднего значения |
Простота применения |
Применим не для всех групп товаров |
|
Относительно высокая точность |
|
|
|
Требуется работа аналитиков — высокие издержки |
Статистический метод регрессивного анализа |
Относительно высокая точность |
Требуется работа аналитиков — высокие издержки |
Принципы прогнозирования:
o использовать в своей работе несколько методов прогнозирования. Обязательно сверять данные, полученные разными методами. Так можно добиться уменьшения погрешности прогноза продаж;
o использовать данные, полученные при расчете наилучшего и наихудшего развития ситуации. Это позволяет вывести среднее значение и построить наиболее точный прогноз.
o В случае повторяющихся ошибок прогнозе необходимо изменить метод прогнозирования.
o Проводить прогнозирование лучше 2 или более независимыми группами (1 – руководители и специалисты по маркетингу компании, 2 – независимые специалисты маркетингового агентства). Это даст высокую степень объективности.
o Правильное применение статистических методов будет являться залогом минимизации ошибок специалистов.