Аннотация
Направление подготовки – 37.03.01 Психология
(уровень бакалавриата)
Направленность (профиль) – Организационная психология
Дисциплина «Когнитивная психология»
Общий объем и трудоемкость дисциплины – 3 з.е., 108 часов
Форма промежуточной аттестации – экзамен
Целью изучения дисциплины «Когнитивная психология» является систематизация знаний прикладной психологической науки, связанной с общими теоретическими и методологическими подходами к изучению психологических явлений когнитивной сферы личности: процессов приобретения, репрезентации, хранения, трансформации и использования информации, знаний и опыта в области когнитивной психологии.
Задачами дисциплины являются:
формирование профессиональных компетенций в виде базовых знаний психологических и психофизиологических механизмов когнитивных процессов;
формирование профессиональных компетенций в виде умений осуществления консультативной деятельности с целью оптимизации процессов предметного и межличностного познания; осуществления психологического и математического моделирования когнитивных процессов;
формирование основных умений владения методологическими подходами к исследованию когнитивных процессов и построению собственной модели метапознавательной деятельности.
Компетенция, закрепленная за дисциплиной в ОХОП:
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
Индикаторы компетенции, закреплённых за дисциплиной в ОХОП:
ИУК-1.1. Демонстрирует владение методологическим аппаратом гносеологии.
Показатели оценивания индикаторов достижения компетенций:
Знать:
З1. Сферу основных исследований в когнитивной психологии. Методологию и методы исследования в когнитивной психологии.
З2. Основные положения, направления, теории когнитивного развития и когнитивные модели.
Уметь:
У1. Владеть методологическими подходами к исследованию когнитивных процессов и построению собственной модели метапознавательной деятельности.
У2. Интерпретировать идеи, положения, концепции представителей различных школ и направлений когнитивной психологии.
Компетенция, закрепленная за дисциплиной в ОХОП:
ОПК-2. Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований.
Индикаторы компетенции, закреплённых за дисциплиной в ОХОП:
ИОПК-2.1. Анализирует существующие методы научного исследования.
Показатели оценивания индикаторов достижения компетенций:
Знать:
З2.1. Сущность и содержание основных теоретических и эмпирических методов научных исследований в когнитивной психологии.
З2.2. Сущность и содержание основных критериев объективности научного исследования.
Уметь:
У2.1. Выделять инварианты исследовательских методов в психологии.
У2.2. Анализировать адекватность использования метода исследования и связь полученных в ходе исследования данных с методом их получения.
Технологии, обеспечивающие формирование компетенций
Проведение лекционных и практических занятий, самостоятельная работа.
Содержание дисциплины
Модуль 1. «Введение в когнитивную психологию. Истоки и история когнитивной психологи. Методология и методы исследования в когнитивной психологии»
Модуль 2. «Сфера основных исследований в когнитивной психологии. Перспективы развития когнитивной психологии»
Модуль 3. «Регуляция познавательных процессов»