Аннотация
Направление подготовки – 37.05.02 Психология служебной деятельности
(уровень специалитета)
Направленность (профиль) – Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях
Дисциплина «Экспериментальная психология»
Общий объем и трудоемкость дисциплины – 4 з.е., 144 часа
Форма промежуточной аттестации – экзамен
Целью изучения дисциплины «Экспериментальная психология» является получение знаний в области экспериментальной психологии как прикладной отрасли психологической науки, знание научных и организационных основ по планированию психологических экспериментов, овладение теоретико-эмпирическими методами психологических исследований, формирование профессиональных компетенций в области экспериментальной психологии, обеспечивающих продуктивность исследовательской деятельности психолога.
Задачами дисциплины являются:
формирование системы знаний о содержании, направлениях и формах экспериментальной работы психолога в служебной деятельности;
формирование и развитие профессионально важных умений планирования и проведения психологических экспериментальных исследований;
выработка критериев оценивания планируемых и реально проводимых исследований в рамках научно-исследовательской практики;
формирование системных представлений о комплексе психодиагностических технологий и методик, применяемых в экспериментальных психологических исследованиях;
усвоение знаний по основным схемам научных исследований, методологии и приемам анализа полученных результатов, их обобщению и интерпретации.
Компетенция, закрепленная за дисциплиной в ОХОП:
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
Индикаторы компетенции, закреплённых за дисциплиной в ОХОП:
ИУК-1.2. Осуществляет поиск и критический анализ необходимой информации, обобщает результаты анализа для решения поставленной задач.
Показатели оценивания индикаторов достижения компетенций:
Знать:
З1. Современную проблематику экспериментальной психологии как теоретической и прикладной научной дисциплины.
З2. Основные типы исследований в экспериментальной психологии; основания выбора методов исследования; логику проведения научных исследований в рамках парадигм качественного и количественного подходов.
Уметь:
У1. Находить и использовать информацию, необходимую для анализа научных исследований в экспериментальной психологической науке.
У2. Профессионально организовывать и проводить стандартное психологическое исследование; определять адекватность использования метода исследования и связь полученных в ходе исследования данных с методом их получения; обобщить, представить и интерпретировать результаты исследования.
Компетенция, закрепленная за дисциплиной в ОХОП:
ОПК-5. Способен осуществлять комплексное исследование и диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию.
Индикаторы компетенции, закреплённых за дисциплиной в ОХОП:
ИОПК-5.2. Демонстрирует знания о принципах построения, классификации, теоретическом обосновании, квалификационных характеристиках (валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы) современных психодиагностических средств.
Показатели оценивания индикаторов достижения компетенций:
Знать:
З2.1. Сущность и содержание основных теоретических и эмпирических методов научных исследований в экспериментальной психологии.
З2.2. Сущность и содержание основных критериев объективности научного исследования: принципы верифицируемости и фальсифицируемости.
Уметь:
У2.1. Выделять инварианты исследовательских методов в психологии.
У2.2. Определять критерии оценивания валидности психологического эксперимента.
Компетенция, закрепленная за дисциплиной в ОХОП:
ОПК-10. Способен применять методы психологической поддержки и сопровождения сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц в ходе выполнения задач служебной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.
Индикаторы компетенции, закреплённых за дисциплиной в ОХОП:
ИОПК-10.3. Осуществляет подбор психодиагностических и психокоррекционных методик.
Показатели оценивания индикаторов достижения компетенций:
Знать:
З3.1. Основные психодиагностические и психокоррекционные методики, используемые в ходе выполнения задач служебной деятельности.
З3.2. Специфические методы психологического исследования и особенности их использования в ходе выполнения задач служебной деятельности.
Уметь:
У3.1. Различать уровни организации исследования (уровни методов и методик).
У3.2. Аргументировано применять стандартные и специфические способы представления и обработки данных, анализа их результатов в ходе выполнения задач служебной деятельности.
Компетенция, закрепленная за дисциплиной в ОХОП:
ОПК-12. Способен проводить работу по социальной реабилитации лиц, находящихся в ситуации социальной дезадаптации.
Индикаторы компетенции, закреплённых за дисциплиной в ОХОП:
ИОПК-12.2. Осуществляет сбор диагностической информации в относительно короткие сроки.
Показатели оценивания индикаторов достижения компетенций:
Знать:
З4.1. Основания выбора основных методов и типов исследования
З4.2. Психологические аспекты сбора диагностической информации в относительно короткие сроки.
Уметь:
У4.1. В соответствии с поставленными задачами подбирать экспериментальные методы на каждом этапе психологического исследования.
У4.2. Использовать комплекс психологических мероприятий, направленных на сбор диагностической информации в относительно короткие сроки.
Технологии, обеспечивающие формирование компетенций
Проведение лекционных и практических занятий, самостоятельная работа.
Содержание дисциплины
Модуль 1. «Введение в экспериментальную психологию»
Модуль 2. «Научное исследование, его принципы и структура»
Модуль 3. «Эмпирические методы в психологии»
Модуль 4. «Эксперимент как ведущий метод психологии»